Решение №037/01/10-25/2019 Решение по делу об уклонении от заключения договора теплосна... от 21 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел:(4932) 328-573; факс: 326-360; e-mail:to37@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2019 года

Комиссия Ивановского УФАС России в составе: председатель комиссии – ХХХ – руководитель управления; члены комиссии: ХХХ – начальник аналитического отдела, ХХХ. - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, рассмотрев дело №037/01/10-25/2019 (02-10/2019-001) по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Тепловик» (ул. Сергеевская, д.1, г. Тейково, Ивановской области, 155540, ИНН3704009855, ОГРН1173702017829) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании:

от Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Домком» (ул. Молодежная, д. 24, г. Тейково, Ивановская область, 155043, ИНН3704008026, ОГРН1153704000010) представителей по доверенности: ХХХ (доверенность от 02.04.2019), ХХХ (доверенность от 09.01.2019),

от Ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» представителя по доверенности от 29.05.2019 ХХХ.,

УСТАНОВИЛА:

В Ивановское УФАС России 25.01.2019 поступило заявление ООО «Домком» на действия ООО «Тепловик», выразившиеся, как указывает Заявитель, в прекращении теплоснабжения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тейково, ул. Молодежная, д. 24, путем демонтажа трубопровода на вводе в указанное здание, а также уклонении от согласования проекта монтажа прибора учета Заявителя. Срок рассмотрения заявления продлевался (уведомление от 22.02.2019 №02-24/561).

Из заявления следовало, что 05.11.2018 без объяснения причин, предупреждения сотрудниками ООО «Тепловик» срезаны трубы на вводе в здание по указанному адресу. Температура наружного воздуха составляла в дневное время 5 градусов, в ночное -1 градус.

Как отмечает Заявитель, ООО «Домком» задолженности за отопление перед ООО «Тепловик» не имело, аварийных ситуаций в здании не зафиксировано. Уведомлений (требований) по вопросу ограничения либо прекращения теплоснабжения в адрес ООО «Домком» не поступало.

21.11.2018 ООО «Домком» направило заявку в ООО «Тепловик» о восстановлении теплоснабжения встроенных нежилых помещений №1001. В нарушение положений п. 35 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №808 от 08.08.2012 (далее – Правила №808), ООО «Тепловик» направило предложение только 27.11.2018.

28.11.2018 ООО «Домком» направило дополнительные сведения в адрес ООО «Тепловик», однако, ответа от теплоснабжающей организации не получило, теплоснабжение не восстановлено.

Заявитель отметил также, что 12.12.2018 ООО «Тепловик» направлены в его адрес технические условия подключения к тепловым сетям, в которых содержалось условие оснащения объекта подключения коммерческим узлом учета.

ООО «Домком» разработало и отправило 24.12.2018 в ООО «Тепловик» на согласование проект узла учета, на который ООО «Тепловик» в нарушение п. 50 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013, направило свои возражения от 14.01.2019 с превышением установленного срока.

Заявитель отметил, что 16.01.2019 вновь направил уточненный проект узла учета на согласование. Однако, на момент обращения с заявлением в антимонопольный орган не получил согласования либо возражения ООО «Тепловик» на него.

Все попытки подключить здание к отоплению не принесли результатов. Действия ООО «Тепловик» определены Заявителем как нарушающие ст. 9.21 КоАП РФ, что явилось основанием обращения в Ивановское УФАС России.

В целях установления обстоятельств по фактам, изложенным Заявителем, Ивановским УФАС России в порядке ч. 12 ст. 25, ст. 44 Закона о защите конкуренции, письмом от 28.01.2019 №02-24/227 запрошены пояснения ООО «Тепловик».

В пояснениях от 11.02.2019 ООО «Тепловик» пояснило следующее:

- основанием для полного ограничения режима потребления явилось дополнительное соглашение №2 о расторжении договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды №1021 от 10.08.2016. В связи с этим, руководствуясь п.82 и 101 Правил №808, ООО «Тепловик» прекратило подачу тепловой энергии в здание по адресу: ул. Молодежная, д. 24, г. Тейково путем переключений в тепловых сетях;

- в соответствии с п. 25, п. 26 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 №787 (далее – 787), заявитель для заключения договора подключения направляет заявку. Технические условия №660 от 12.12.2018 выданы по заявлению ООО «Домком» с указанными в письме показателями тепловой нагрузки, площадью и кадастровым номером помещения;

- рабочая документация отклонена по причине несоответствия адресной части выданных технических условий и проектируемого объекта. В дальнейшем действия по отклонению согласования рабочей документации происходили в соответствии с п. 50 Правил №1034. При несоответствии проекта узла учета положениям п. 44 Правил, теплоснабжающая организация обязана направить в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета уведомление о предоставлении недостающих сведений.

В дополнительных пояснениях от 26.02.2019 №91 ООО «Тепловик» пояснило, что:

- работы по демонтажу теплового ввода в нежилое здание, находящееся по адресу: г. Тейково, ул. Молодежная, д. 24, не проводились. В связи с расторжением договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды №1021 от 10.08.2016, ООО «Тепловик» выполнено техническое переключение в тепловых сетях, в виде закольцевания сети. Ввод тепловых сетей в нежилое здание демонтажу не подвергался;

- в настоящее время проводятся мероприятия по согласованию проекта установки узла учета тепловой энергии, разработанного ООО «Омега-Спектр» для ООО «Домком». После устранения замечаний, обнаруженных при проверке вышеуказанного проекта, согласования его со стороны ООО «Тепловик», а также заключения договора на отпуск тепловой энергии между ООО «Домком» и ООО «Тепловик», в кратчайшие сроки ООО «Тепловик» возобновит теплоснабжение нежилого помещения по адресу: ул. Молодежная, д. 24.

Из пояснений Шиловой Т.С. (вх. №764 от 06.03.2019), собственника помещения №1001 в здании 24 по ул. Молодежная г. Тейково, следует, что указанным помещением №10 владеет на праве собственности в соответствии с договором купли-продажи нежилого встроенного помещения от 05.10.2018, в подтверждение представлены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При заключении договора купли-продажи нежилого встроенного помещения и подписания акта приема-передачи помещения отопление в нем было подключено и осуществлялось. Предыдущий собственник помещения ИП Карпов А.А. при заключении договора купли-продажи нежилого встроенного помещения никаких документов, касающихся теплоснабжения не передавал, но после регистрации сделки обращался в ООО «Тепловик» за расторжением договора теплоснабжения. По сведениям от ИП Карпова А.А. оплата за отопление осуществлялась им по нормативу, в отсутствие прибора учета. 05.11.2018 заключен договор аренды помещения с ООО «Домком», по условиям которого обязанность заключить договор с теплоснабжающей организацией и оплачивать счета, возложена на арендатора. Каких-либо требований об оснащении узлами учета тепловой энергии рассматриваемого здания ООО «Тепловик» не выставляло. Полагает, что ООО «Тепловик» нарушает п. 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии.., утвержденных Постановлением Правительства РФ №787 от 05.07.2018.

Рассмотрев изложенные обстоятельства, представленные материалы Ивановское УФАС России пришло к выводу, что оснований для квалификации действий ООО «Тепловик» по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется, поскольку ответственность в соответствии с указанной статьей наступает при нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям.

В рассматриваемом случае, исходя из ранее действовавшего договора теплоснабжения №1021 от 10.08.2016, заключенного с ИП Карповым А.А. в отношении теплопотребляющих установок пом. 1001 здания №24 по ул. Молодежная г. Тейково, п. 82 Правил №808 (возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления не может рассматриваться как новое подключение и не требует заключения нового договора о подключении к системе теплоснабжения), помещение 1001 здания №24 по ул. Молодежная г. Тейково имеет подключение к тепловым сетям ООО «Тепловик». В данной части Заявителю направлен ответ №02-24/1004 от 26.03.2019.

В тоже время, учитывая содержание заявки ООО «Домком» от 21.11.2018, заявка рассмотрена ООО «Тепловик» в ненадлежащем порядке, действий к заключению договора теплоснабжения не предпринято.

Указанное явилось основанием для выдачи ООО «Тепловик» в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по рассмотрению заявки ООО «Домком» от 21.11.2018 №496 в порядке, установленном п. 35-41 Правил №808, для заключения договора теплоснабжения с ООО «Домком».

Письмом от 28.03.2019 №166 ООО «Тепловик» уведомило, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку Общество полагает правомерным приостановление рассмотрения заявки ООО «Домком», так как потребителем направлена ненадлежащая оферта на заключение договора ресурсоснабжения, в частности, предоставлен не весь перечень документов.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Ивановского УФАС России от 10.04.2019 №23 возбуждено дело №037/01/10-25/2019 (02-10/2019-001) по признакам нарушения ООО «Тепловик» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 10.04.2019 дело назначено к рассмотрению на 07.05.2019. Определением об отложении рассмотрения дела от 07.05.2019 дело №037/01/10-25/2019 (02-10/2019-001) откладывалось на 04.06.2019. Определением Комиссии от 04.06.2019 рассмотрение дела №037/01/10-25/2019 (02-10/2019-001) отложено в целях принятия заключения по обстоятельствам дела.

На заседаниях Комиссии:

- Заявитель поддержал требования, изложенные в письменных пояснениях от 24.04.2019 №162, заявлении от 24.01.2019 №25. Дополнительно пояснил, что в управлении ООО «Домком» находится более 50 многоквартирных домов в г. Тейково. В помещении №1001 дома №24 по ул. Молодежная г. Тейково Общество планировало осуществлять свою деятельность, данный адрес является юридическим адресом Общества. Отсутствие теплоснабжения и противоправные действия ООО «Тепловик» послужили препятствием к использованию здания, усложнили процесс взаимодействия с жителями при получении от них корреспонденции. Также представитель отметил, что до настоящего времени заявка ООО «Домком» в установленном порядке не рассмотрена, проект договора теплоснабжения не направлен, теплоснабжение не возобновлено.

Дополнительно на заседании Комиссии 04.06.2019 пояснил, что в целях предоставления информации о мерах по подключению теплоснабжения здания №24 по ул. Молодежная, г. Тейково, предлагал ООО «Тепловик» направить уполномоченного представителя для принятия участия в осмотре систем теплоснабжения указанного здания и помещений, используемых компанией 31.05.2019 в 10 ч. 00 мин. На 31.05.2019 здание по ул. Молодежная, д. 24 г. Тейково не подключено к системе теплоснабжения ООО «Тепловик», сетевой трубопровод срезан и закольцован. Система теплоснабжения помещения ООО «Домком» смонтирована и готова к эксплуатации. Направленный в адрес ООО «Домком» письмом от 29.05.2019 №324 проект договора теплоснабжения оставлен Обществом без рассмотрения, поскольку в нарушение п. 40 Правил №808 не был подписан должностным лицом ООО «Тепловик» и не содержал приложений к нему.

- Ответчик представил и озвучил письменную позицию по настоящему делу от 06.05.2019 №242, указав, что работа по заключению договора теплоснабжения рассматриваемого объекта возобновлена. Тепловые сети ООО «Тепловик» не обрезались, а закольцовывались, таким образом при котором теплопотребляющая установка отсоединена от тепловой сети. Проект узла учета, представленный ООО «Домком», являлся недоработанным. По данному проекту неоднократно встречались с руководством ООО «Домком». В настоящее время проект узла учета практически доработан, что позволило подготовить проект договора теплоснабжения. Необходимость установки прибора учета тепловой энергией обуславливается тем, что с ООО «Домком» много судебных дел по взысканию задолженности за отопление и иные ресурсы, которые им поставлялись по ул. Молодежная, д. 25. В ходе судебных ООО «Домком» высказывались претензии к расчетам ООО «Тепловик» потребленного ресурса. В целях устранения таких разногласий и решено установить узел учета в помещения здания №24 по ул. Молодежная. ООО «Тепловик» подготовлен полный комплект договора теплоснабжения, который Общество готово вручить представителю ООО «Домком» для ознакомления и последующего заключения в целях устранения негативных последствий.

На заседании Комиссии 04.06.2019 генеральный директор ООО «Тепловик» пояснил, что 03.06.2019 выполнено подключение помещений ООО «Домком» к системе теплоснабжения ООО «Тепловик». Проект договора теплоснабжения направлен ООО «Тепловик» не подписанным в связи с тем, что со стороны ООО «Домком» могли быть направлены разногласия, по результатам которых данный проект подлежал корректировке. Если у ООО «Домком» не имеется разногласий по условиям предложенного проекта, ООО «Тепловик» готово подписать и направить в адрес ООО «Домком» соответствующий договор теплоснабжения.

На заседании Комиссии представитель ООО «Тепловик» представил копию заключенного договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 01.07.2019, указав что имевшиеся разногласия с ООО «Домком» устранены.

- заинтересованное лицо по делу Шилова Т.С., уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явилась. Комиссия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица.

Возражений на заключение по обстоятельствам дела №037/01/10-25/2019 (02-10/2019-001) в Ивановское УФАС России не поступало.

Рассмотрев представленные материалы, оценив озвученные лицами, участвующими в деле, доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.

05.11.2018 между ООО «Домком» и Шиловой Т.С. заключен договор аренды нежилого помещения №1 (далее – договор аренды №1), в соответствии с которым ООО «Домком» приобрело во временное владение и пользование нежилое помещение №1001, расположенное по адресу: г. Тейково, ул. Молодежная, д. 24.

05.11.2018 ООО «Тепловик» осуществлены действия по полному ограничению режима потребления тепловой энергии на основании положений п. 82 и 101 Правил №808.

21.11.2018 ООО «Домком» подано заявление №496 на восстановление теплоснабжения встроенных нежилых помещений №1001 (пом. 1-8) и заключение договора теплоснабжения на основании договора аренды помещения №1 от 05.11.2018.

Письмом от 27.11.2018 №628 ООО «Тепловик» указало на необходимость заключения договора подключения к системе теплоснабжения и предоставления документов, ссылаясь на положения п. 25, 26 Правил №787, а также необходимости подачи заявки на выдачу технических условий на подключение к системе теплоснабжения.

28.11.2018 во исполнение требований ООО «Домком» направило письмо №506 на выдачу технических условий на подключение к системе теплоснабжения рассматриваемых помещений.

12.12.2018 ООО «Тепловик» подготовило технические условия №660, в которых в технических мероприятиях для подключения объекта по ул. Молодежная, д. 24, ООО «Тепловик» указало на необходимость оснащения здания коммерческим узлом учета тепловой энергии.

Из последующей переписки сторон (письма от 24.12.2018 №557, от 14.01.2019 №08 и от 16.01.2019 №6) следует, что ООО «Домком» направляло на согласование проект узла учета тепловой энергии, который ООО «Тепловик» не согласовывало по причине несоответствия адресной части выданных технических условий и проектируемого объекта.

В дальнейшем из писем от 23.01.2019 №28, от 30.01.2019 №36, от 05.02.2019 №51, от 08.02.2019 №48, от 13.02.2019 №66, от 21.02.2019 №64, от 25.02.2019 №87, от 18.03.2019 №104 и от 19.03.2019 №133 следует, что стороны согласовывали положения проектной документации по установке узла учета.

Письмом от 29.05.2019 №324 ООО «Тепловик» направило в адрес ООО «Домком» проект договора теплоснабжения.

Письмом от 03.06.2019 №223 ООО «Домком» оставило направленный проект договора теплоснабжения без рассмотрения, поскольку последний поступил не подписанным.

31.05.2019 ООО «Домком» с участием представителей ООО «Тепловик» осуществлен осмотр системы теплоснабжения помещений здания №24 по ул. Молодежная, г. Тейково.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо чтобы лицо, совершившее данное деяние: занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345).

В соответствии с п. 3.19 Административного регламента №345 определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 11.1 Порядка по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты анализа.

С учетом проведения ретроспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования: с 01.01.2018 по 31.12.2018.

Продуктовые границы товарного рынка определены: «Услуга по обеспечению конечных потребителей тепловой энергией».

Географическими границами рынка в рамках рассмотрения заявления будет граница локального рынка в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующего субъекта ООО «Тепловик», оказывавшего услуги по обеспечению конечных потребителей тепловой энергией, в частности ООО «Домком», по контуру «м.Красные Сосенки».

Следовательно, географическими границами товарного рынка является «Территория сетей поставки тепловой энергии от ООО «Тепловик» конечным потребителям» по контуру «м.Красные Сосенки».

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке «Услуга по обеспечению конечных потребителей тепловой энергией» на территории сетей поставки тепловой энергии от ООО «Тепловик» конечным потребителям, включается предприятие, осуществляющее реализацию тепловой энергии, и конечные потребители.

Расчет объема рынка за исследуемый период в указанных продуктовых и географических границах, а также доли теплоснабжающей организации, производился на основании объема продаж (поставок) в натуральном и стоимостном выражении.

Доля ООО «Тепловик» на рынке «Услуга по обеспечению конечных потребителей тепловой энергией» на территории сетей поставки тепловой энергии от ООО «Тепловик» конечным потребителям по контуру «м.Красные Сосенки» составляет 100%.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Тепловик» на рынке «Услуга по обеспечению конечных потребителей тепловой энергией» на территории сетей поставки тепловой энергии от ООО «Тепловик» конечным потребителям по контуру «м.Красные Сосенки», занимает доминирующее положение.

При изложенных обстоятельствах ООО «Тепловик»» обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (ч. 7 ст. 15 Закона о теплоснабжении).

Исходя из ч. 10 ст. 15 Закона о теплоснабжении, теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и содержат, в том числе порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями и потребителями.

Согласно п. 35 Правил №808 для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую сведения, указанные в данном пункте: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя; место нахождения организации (место жительства физического лица); место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод); тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией; договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года; срок действия договора; сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии; сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей); расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией; банковские реквизиты; сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

Одновременно, в силу п. 36 Правил №808, к заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются следующие документы:

- удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

- документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

- разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом федерального государственного энергетического надзора;

- акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При установлении отсутствия в заявке сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, единая теплоснабжающая организация обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения таких документов направить заявителю предложение о представлении недостающих сведений и (или) документов (п. 39 Правил №808).

В течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора (п. 40 Правил №808).

В случае непредставления заявителем сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, в порядке, установленном пунктом 39 настоящих Правил, или несоответствия заявки условиям подключения к тепловым сетям единая теплоснабжающая организация обязана по истечение 30 дней со дня направления заявителю предложения о представлении необходимых сведений и документов в письменной форме уведомить заявителя об отказе в заключении договора теплоснабжения с указанием причин такого отказа (п. 41 Правил №808).

По условиям п. 3.2 договора аренды №1 арендатор обязуется заключить договор с надлежащими юридическими и физическими лицами, предоставляющими эксплуатационные услуги и самостоятельно оплачивать услуги юридическим и физическим лицам, предоставляющим соответствующие услуги, все расходы, связанные с текущей эксплуатацией арендуемого помещения, включая электроэнергию, газ, воду, отопление, канализацию, сбор мусора.

Факт обращения ООО «Домком» за заключением договора теплоснабжения к ООО «Тепловик» подтверждается письмом-заявлением от 21.11.2018, в котором Общество просит восстановить теплоснабжение с заключением договора теплоснабжения.

Факт получения данного обращения ООО «Домком» теплоснабжающей организацией подтверждается письмом ООО «Тепловик» №628 от 27.11.2018.

В рассматриваемом случае, в содержании заявления ООО «Домком» определенно выражено намерение заключить с ООО «Тепловик» договор теплоснабжения в целях восстановления теплоснабжения арендуемых помещений.

В то же время, заявление ООО «Домком» со стороны теплоснабжающей организации рассмотрено в соответствии с требованиями Правил №787, определяющих порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения (п. 1 Правил).

Пункт 7 Правил №787 предусматривает, что основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения в случае:

необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения, в том числе при уступке права на использование тепловой мощности;

увеличения тепловой нагрузки (для теплопотребляющих установок) или тепловой мощности (для источников тепловой энергии и тепловых сетей) подключаемого объекта;

реконструкции или модернизации подключаемого объекта, при которых не осуществляется увеличение тепловой нагрузки или тепловой мощности подключаемого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) тепловых сетей или источников тепловой энергии в системе теплоснабжения, в том числе при повышении надежности теплоснабжения и изменении режимов потребления тепловой энергии.

Из пояснений ООО «Тепловик» от 11.02.2019 №60 и от 26.02.2019 №91 следует, что в отношении здания, расположенного по адресу: г. Тейково, ул. Молодежная, д. 24, действовал договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды №1021 от 10.08.2016, заключенный с ИП Карповым А.А.

Исходя из анализа приложений №1, 1.1 и 2 договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды №1021 от 10.08.2016, заключенного с ИП Карповым А.А., следует, что здание №24 по ул. Молодежная г. Тейково подключено к магистральному трубопроводу ООО «Тепловик». Граница балансовой принадлежности определена в месте врезки трубопровода от здания в магистральный трубопровод. На балансе и эксплуатации теплоснабжающей организации – магистральный трубопровод, у потребителя – трубопровод от места врезки до здания, внутренняя система отопления и горячего водоснабжения. Подключенная тепловая нагрузка – 0,008 Гкал/час, на горячее водоснабжение – 0,0014 Гкал/час.

01.11.2018 сторонами подписано дополнительное соглашение №2 к договору на отпуск тепловой энергии и горячей воды №1021 от 10.08.2016, которым стороны расторгли настоящий договор с 01.11.2018 (последним днем договора считать 31.10.2018).

Из пояснений ООО «Тепловик» от 26.02.2019 следует, что в связи с расторжением договора №1021 от 10.08.2016 сотрудниками ООО «Тепловик» выполнено техническое переключение на тепловых сетях в виде закольцевания сети, ввод тепловых сетей в нежилое здание демонтажу не подвергался.

Согласно п. 101 Правил №808 прекращение исполнения обязательств сторон по договору является основанием для введения полного ограничения режима потребления.

Из абз. 2 п. 82 Правил №808 следует, что полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю путем осуществления переключений на тепловых сетях. При отсутствии такой возможности прекращение подачи тепловой энергии осуществляется путем отсоединения теплопотребляющих установок потребителя от тепловой сети. Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления осуществляется за счет потребителя на основании расчета затрат теплоснабжающей организацией, но не может рассматриваться как новое подключение и не требует заключения нового договора о подключении к системе теплоснабжения, за исключением случаев введения ограничения режима потребления в результате самовольного подключения теплопотребляющих установок к тепловым сетям.

Следовательно, на момент направления письма от 27.11.2018 №628 теплоснабжающей организации не могло быть не известно о наличии подключения теплопотребялющих установок здания №24 по ул. Молодежная г. Тейково к ее тепловым сетям.

Не одного из обстоятельств, перечисленных в п. 7 Правил №787, в заявление ООО «Домком» не содержится.

Следовательно, оснований для рассмотрения заявления ООО «Домком» на соблюдение условий п. 25 и 26 Правил №787 и указания на необходимость осуществления процедуры подключения здания №24 по ул. Молодежная г. Тейково в порядке, регламентированном Правилами №787, у ООО «Тепловик» не имелось.

При рассмотрении дела представитель ООО «Тепловик» подтвердил отсутствие необходимости осуществления технологического присоединения здания №24 по ул. Молодежная г. Тейково к тепловым сетям ООО «Тепловик» на момент подачи заявки.

В рассматриваемом случае, ООО «Тепловик» при установлении отсутствия в заявке сведений или документов, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, в том числе и подтверждающих факт подключения (технологического присоединения), руководствуясь п. 39 Правил №808, вправе было их запросить в течение 3 рабочих дней.

Пунктом 37 Правил №808 предусмотрено, что в качестве документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок заявителя в установленном порядке к системе теплоснабжения, используются выданные акты о подключении, присоединении, технические условия с отметкой об их исполнении, наряды-допуски теплоснабжающих организаций.

В случае утраты заявителем документов, подтверждающих подключение теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения, и отсутствия их у единой теплоснабжающей организации указанная организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня соответствующего обращения к ней заявителя самостоятельно за счет средств заявителя проверить наличие надлежащего подключения теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения и составить соответствующий акт о выполнении работ и согласовании подключения. При этом размер взимаемой с заявителя компенсации затрат единой теплоснабжающей организации на проверку наличия надлежащего подключения не может превышать 500 рублей за 1 объект (абз. 2 п. 37 Правил №808).

Таким образом, требования ООО «Тепловик», сформулированные в письме от 27.11.2018 №628, о необходимости предоставления документов для заключения договора подключения и получения технических условий, противоречат положениям п. 82 Правил №808 и являются избыточными для Заявителя. По указанной причине Комиссия не может согласиться с доводом Ответчика о технологической обоснованности приостановления рассмотрения заявления ООО «Домком».

Учитывая факт наличия подключения здания №24 к сетям ООО «Тепловик», поставки тепловой энергии в рассматриваемое здание на протяжении отопительных сезонов 2016-2017, 2017-2018, возобновление теплоснабжения с начала отопительного сезона 2018-2019 г. (29.09.2018 в соответствии с Постановлением администрации г.о. Тейково Ивановской области №680 от 27.09.2018), Комиссией отклоняются доводы ООО «Тепловик» об отсутствии технической возможности подключения объекта ООО «Домком» к системе теплоснабжения при отсутствии сведений, предусмотренных п. 25,26 Правил №787.

Действия ООО «Тепловик» по ненадлежащему рассмотрению заявления ООО «Домком» в соответствии с требованиями п. 35-41 Правил №808, предъявлении необоснованных требований по осуществлению подключения здания, явились результатом (причиной) отсутствия заключенного договора теплоснабжения между единой теплоснабжающей организацией и его контрагентом.

Дальнейшие действия ООО «Домком» по обращению за выдачей технических условий на подключение к системе теплоснабжения, получение и реализация технических условий №660 от 12.12.2018, подготовка и согласование проекта установки узла учета тепловой энергии, продиктованы поведением теплоснабжающей организации, обусловившей заключение договора теплоснабжения выполнением данных требований, и не обосновывают правомерность действий ООО «Тепловик».

При этом возможность производства и поставки тепловой энергии у ООО «Тепловик» имелась, доказательств иному в материалы рассматриваемого дела не представлено.

Кроме того, Комиссия отклоняет пояснения ООО «Тепловик» (письмо от 26.02.2019 №91), в которых Ответчик указывает на возобновление теплоснабжения и заключение договора после устранения замечаний, обнаруженных при проверке проекта узла учета тепловой энергии и его согласования со стороны ООО «Тепловик».

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при: отсутствии в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (части 1 и 2 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 (далее - Закон об энергосбережении…).

На основании части 4 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В пункте 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Таким образом, предъявление требования к потребителю тепловой энергии установить прибор учета само по себе не противоречит названным нормам материального права.

В то же время в силу пункта 6 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающей организацией, так и потребителем энергии.

В случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору (пункт 12 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034).

До исполнения соответствующей обязанности расчеты за отпущенный ресурс производятся с использованием расчетного метода (п. 31 Правил №1034).

В силу п. 112 Правил №808 при отсутствии приборов учета тепловой энергии, если их установка является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации, потребитель оплачивает стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя с применением повышающего коэффициента, установленного органами государственного регулирования цен (тарифов), в случае если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Следовательно, отсутствие узла учета у потребителя не является препятствием для заключения договора теплоснабжения либо возобновления теплоснабжения, поскольку в этом случае применяется расчетный метод для расчетов за поставленный ресурс.

Установление ООО «Тепловик» зависимости заключения договора теплоснабжения от оборудования узла учета тепловой энергии в помещении ООО «Домком» с учетом затянувшейся процедуры согласования проекта установки такого узла учета (письма от 16.01.2019 № 6, от 23.01.2019 №28, №36 от 30.01.2019, от 05.02.2019 №51, от 08.02.2019 №48, от 13.02.2019 №66, №64 от 21.02.2019, от 25.02.2019 №87, №104 от 18.03.2019, №133 от 19.03.2019), также способствовало отложению на неопределенный срок заключение договора теплоснабжения и возобновления теплоснабжения помещений Заявителя.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «Тепловик» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, то есть уклонения от заключения договора теплоснабжения, выраженном в не рассмотрении заявления ООО «Домком» от 21.11.2018 №496 в соответствии с требованиями п. 35-41 Правил №808, предъявлении необоснованных требований по осуществлению подключения теплопотребляющих установок здания к тепловым сетям, что приводит к ущемлению интересов ООО «Домком» в сфере предпринимательской деятельности.

 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания: в частности о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку в настоящее время ООО «Домком» направило свой проект договора теплоснабжения в ООО «Тепловик», условия которого сторонами согласованы (представлен заключенный договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 01.07.2019), Комиссия не усматривает необходимость выдачи Ответчику предписания.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №037/01/10-25/2019 (02-10/2019-001) в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ООО «Тепловик», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Услуга по обеспечению конечных потребителей тепловой энергией» на территории сетей поставки тепловой энергии от ООО «Тепловик» конечным потребителям по контуру «м.Красные Сосенки», выразившиеся в злоупотреблении таким положением, путем уклонения от заключения договора теплоснабжения, выраженном в не рассмотрении заявления ООО «Домком» от 21.11.2018 №496 в соответствии с требованиями п. 35-41 Правил №808, предъявлении необоснованных требований по осуществлению подключения теплопотребляющих установок здания к тепловым сетям, что приводит к ущемлению интересов ООО «Домком» в сфере предпринимательской деятельности, нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Основания для прекращения дела №037/01/10-25/2019 (02-10/2019-001) в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
  3. ООО «Тепловик» предписание не выдавать в связи с заключением договора теплоснабжения в настоящее время.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны